/ кейс /

ИКЕА и МЕГА: полная перезагрузка оргструктуры и операционной модели за год

Годы сотрудничества: 2018−2019

Компания: Ingka Group Россия, бренды ИКЕА — популярнейший во всем мире скандинавский мебельный ритейл, МЕГА — сеть торговых центров в 11 регионах России. Общая численность сотрудников компании — более 12 тыс. человек.

Моя роль: директор по трансформации с прямым подчинением генеральному директору ИКЕА Россия

Я отвечала за разработку и реализацию всей программы трансформации в ИКЕА Россия, управляющей компании Ingka Group, а также в двух смежных структурах — МЕГА и ИКЕА ТОРГ. В зоне ответственности — семь функциональных стримов и полный цикл изменений: от стратегии до оргструктуры и операционной модели.
/ цель /
Адаптировать стратегию, бизнес- и операционные модели к новым условиям — снизить операционные затраты, увеличить продажи за счет e-commerce и новых форматов магазинов (в том числе без склада самообслуживания), усилить управляемость и сократить издержки в условиях падающей маржинальности

В чем была главная сложность?

Изменения затрагивали ключевые функции, управленческие роли и взаимодействие между управляющей компанией, бизнесами и отдельными подразделениями. Проект шел в условиях высокой неопределенности, с необходимостью перераспределить зону ответственности между юридически и управленчески независимыми структурами. Более 90% сотрудников вовлекались в трансформацию — потребовался тонкий и выверенный подход.

Решение, которое
обеспечило успех проекта

Опора на сквозные процессы и переосмысление модели взаимодействия внутри группы. Мы выстроили новую операционную логику, интегрировали ключевые функции (digital, стратегия, коммерция), провели цикл стратегических сессий и управляемую трансформацию организационных структур — не "по диаграмме", а по бизнесу. Обновление шло параллельно с активной работой по вовлечению и удержанию сотрудников.

Что было сделано:
  • Бизнес-хаб по трансформации ИКЕА в России посетили 10 тыс. раз.
  • Просмотрено 2000 видео с участием руководителей российского подразделения компании.
  • Состоялись 12 мастер-классов по найму персонала.
  • Организованы Skype-сессии по трансформации в рамках Недели развития талантов в ИКЕА IKEA TALENT FOCUS WEEK.
  • Проведены открытые сессии по процессам изменений и трансформации компании для руководителей.

Задачи, которые были решены
под моим руководством

  • Разработка и внедрение новой операционной модели для группы компаний
    Выстроено взаимодействие управляющей компании, бизнесов и подразделений в логике end-to-end.
  • Полная перестройка организационных структур
    100% оргструктуры обновлено, команда изменилась на 90% за счет внешнего и внутреннего рекрутмента.
  • Запуск и интеграция ключевых функций: digital, стратегия, коммерция
  • Описание зон ответственности и ролевой модели взаимодействия между структурами
  • Проведение семи стратегических сессий с топ-командой для согласования целей и операционализации новых функций.
  • Разработка и реализация кампании по управлению изменениями
    Оценка влияния, план перехода, сопровождение трансформации в условиях масштабной перетасовки ролей и функций.

В результате

  • Операционные расходы на персонал сократились на 10%.
  • Вовлеченность сотрудников выросла до 80% в условиях масштабных изменений.
  • По итогам опросов 82% сотрудников знают, как работать в новых условиях; 90% — понимают необходимость изменений; 79% — хотят быть частью новой ИКЕА.
  • Укрепилось доверие к топ-менеджменту.
  • Была заложена база для будущих программ развития и внедрения инноваций.
  • Проект стал платформой для системных изменений в ИКЕА Россия, обеспечив управляемый переход к новой модели бизнеса.
  • В то время как в других странах, например в Германии и Бельгии, аналогичные изменения растягивались на 4−5 лет, российская команда реализовала их всего за один год — при этом на гораздо более сложном рынке.
Другие кейсы
ИКЕА Россия: как стратегия и инновации дали +20% к доле рынка за 3,5 года
кейс
кейс
Как сформировать команду с нуля после трансформации и вернуть ей рабочую эффективность
Из хаоса в систему: как была создана управленческая модель для новой топ-команды ИКЕА
кейс
кейс
План на 5 лет, действия с первого месяца: как клиентка запустила бизнес и ушла из найма раньше срока